Работают ли сейчас методы 90-х ?
Первые финансово-экономические результаты предпринимательского движения еще в СССР уже в конце 1980-х годов показали как нелегальным криминальным силовым структурам, так и коррупционерам, что появился новый перспективный источник доходов.
Но, что хорошо известно как тем, так и другим: деньги лучше всего и безопаснее отнимать у виноватого. Если он не мошенник, то надо всеми возможными способами выставить его перед законом мошенником, даже если он таковым не является.
Тихо джипами шурша
Крыша едет не спеша
Один братан спрашивает другого:
– Ты чё, Вован, взял дом престарелых под крышу?
– Взял.
– А на фига?
– Да мне, понимаешь, братаны говорили, что там бабок не меряно…
Коррупционеры и криминальные структуры: каждый пошёл своим путем.
Первыми начали криминальные силовые структуры старого образца, т.е. наша российская уголовщина. Она начала с обыкновенного простейшего рэкета, и в первую очередь рэкета мошенников – кооператоров (ларечников, шашлычников, бывших производственников – теневиков, шабашников и т.д.), т.е. тех кооператоров, кто действительно работал по старинке как теневик либо пользовался опытом и приемами теневиков, тем более что другого опыта предпринимательской деятельности не было.
Схема здесь простая:
1) сбор информации о предпринимателях, их доходах, способах ухода от налогов, о рынках, перспективах, “крышах” и т.д.;
2) анализ собираемой информации и выбор наиболее благоприятного варианта;
3) отработка схемы “наезда”, мотивов, нижнего и верхнего предела дани, схем отхода при неблагоприятных обстоятельствах, подбор исполнителей;
4) осуществление наезда или серии наездов;
5) анализ результатов наездов и выработка дальнейшей тактики работы с предпринимателем;
6) регулярное получение части выручки;
7) регулярная демонстрация силы и оказание постоянного психологического, административного и силового давления;
8) внедрение своих людей в производственный или коммерческий процесс, например, охрана, помощь при транспортировке, помощь в поиске кадров;
9) оказание временной финансовой помощи;
10) внедрение в состав учредителей, членов совета директоров, менеджеров фирмы;
11) постепенное увеличение контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и переход к директивным указаниям на необходимость осуществления более прибыльных мошеннических операций;
12) полный контроль и превращение бывшего предпринимателя в участника организованной преступной группы как исполнителя.
На каждом из этапов принимается решение продолжать мягкий вариант работы с предпринимателем или же полностью разорять его тем или иным способом, например, совершить мошенничество и заставить его взять на себя вину.
Эта схема действий криминальных группировок существует и сегодня с той разницей, что осуществляют ее более профессионально и число вариантов исполнения каждого этапа намного возросло, а технология исполнения стала намного гибче, вплоть до привлечения специалистов PR и средств массовой информации.
Чиновник-коррупционер, действующий поначалу не в группе с силовыми структурами, а полагаясь на свои возможности, использует следующую схему:
1) сбор информации о бизнесе предпринимателя и о нем самом;
2) анализ схемы мошенничества того или иного предпринимателя;
3) разработка схемы перекрытия ему каналов получения экономических ресурсов и вывода его на необходимость конфиденциальных просьб к криминалитету или чиновничеству;
4) перекрытие каналов (бюрократический “наезд”);
5) анализ реакции и установление верхних и нижних пределов “платы” за открытие каналов;
6) установление способов, периодичности и формы выплаты дани;
7) регулярное получение части выручки;
8) инициация деятельности предпринимателя путем оказания всяческой поддержки и помощи;
9) внедрение своих людей в состав фирмы;
10) постепенное усиление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью;
11) полный контроль и участие либо полное разорение.
Как видно, схемы практически одинаковы. Они осуществляются параллельно и в определенный момент сливаются в одну технологию.
Нетрудно заметить, что обе схемы преобразования рядового самодеятельного мошенничества в организованное осуществляются по процедуре бизнес – рефрейминга, описанного в статье “Бизнес – рефрейминг”. Т.е. представляют собой процесс переформирования структуры собственности на факторы мошеннического производства. Прокомментируем эти схемы как процедуру рефрейминга.
1. ОПРОС. Криминальные и коррумпированные структуры собирают информацию о предпринимателях, их доходах, сделках, способах ухода от налогов, партнерах, “крышах”, применяемых технологиях мошенничества, участниках теневых операций, ключевых фигурах и распределении ролей и т.п. Опрос может осуществляться как путем невербального наблюдения, так и через знакомых, в процессе делового общения и время провождения. Элементы Опроса присутствуют и при первом “наезде” (Конфронтации), когда предпринимателю выдвигаются претензии, на которые требуется ответ по существу бизнеса. Основная задача Опроса – сбор информации о теневом поведении предпринимателя и подтверждение такого поведения.
2. СПЕЦИФИКАЦИЯ. Задача этого шага – зафиксировать участие предпринимателя в теневом бизнесе и осуществлении мошеннических операций. Сама фиксация осуществляется после анализа собранной информации, определения информации, которую необходимо перепроверить. После этого делается заключение о теневом поведении и его характере. Такая спецификация уже на этом шаге позволяет поглотителям вчерне разработать схему предстоящего “наезда” (Конфронтации), схему перекрытия предпринимателю каналов получения экономических ресурсов и выведение его на понимание необходимости обращения к криминалитету или чиновничеству. Также Спецификация позволяет определиться с мотивами предстоящего “наезда” и перекрытия каналов, прикинуть примерную сумму дани, схемы отхода и прикрытия, набор исполнителей, сценарий “наезда”.
3. КОНФРОНТАЦИЯ. Этот шаг представляет собой фактически криминальный или коррумпированный “наезд” или серию “наездов” с целью еще больше актуализировать и укрепить в фирме предпринимателя теневую позицию. Чаще всего эта позиция сосредоточена в правомочиях Д (Пользование). Самый простой прием проведения Конфронтации – предложение криминальной или коррумпированной “крыши”.
4. ОБЪЯСНЕНИЕ. Это дополнительная раскрутка и укрепление тЕневой позиции предпринимателя, состоящая в объяснении ему преимуществ сотрудничества с криминальной или бюрократической “крышей”. Этот шаг включает в себя анализ результатов и реакции предпринимателя на проведенную Конфронтацию (криминальный или бюрократический “наезд”) и выработку дальнейшей тактики работы с ним. При необходимости, если Объяснение не дает положительных результатов, повторяется Конфронтация или происходит откат к первоначальным шагам – Опросу и Спецификации – для более тщательного их осуществления и перепроверки. На шаге ОБЪЯСНЕНИЕ широко применяется прием, называемый в НЛП Присоединением. Это демонстрация намерений сотрудничества и помощи со стороны предлагаемой навязываемой “крыши” или новых “партнеров”. Манипулятор знает, что, проведя правильно присоединение, в дальнейшем он из ведомого займет позицию ведущего и при желании будет диктовать предпринимателю свои условия игры. Сотрудничество превратится в односторонний диктат, но пока же на данном шаге необходимо произвести только Присоединение (убедить в необходимости и выгодности сотрудничества).
5. ИЛЛЮСТРАЦИЯ. Кодирование предпринимателя, или “якорение” – жесткая привязка к достигнутому согласию на теневое сотрудничество. Иногда таким кодом выступает иллюстрация его как “подельника”. Этот код применяют криминальные поглотители. Более жестким считается код в виде конкретного устного или письменного согласия о величине, периодичности и форме оплаты услуг поглотителей. Кодом выступает само число суммы отчислений или процента от дохода или прибыли. На воровском жаргоне этот код обозначается как “слово”, т.е. взятие на себя обязательств. В дальнейшем это высказанное согласие периодически напоминается предпринимателю. В последние годы эти обязательства стали оформляться юридическим договором по предмету, не соответствующим истинному предмету теневого сотрудничества. Тем не менее опротестовать такой договор в судебном порядке весьма проблематично.
6. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ отсутствия возражений против переформирования правомочий Распоряжения, Владения, Пользования предпринимателя в пользу новых “партнеров”. Осуществляется этот шаг предложением со стороны новых “партнеров” совершения конкретной сделки, которую они “накатили”, принятия на работу того или иного человека по их предложению, изменения состава контрагентов, поставщиков и потребителей, т.е. фактически предложением вмешательства в оперативно-хозяйственную самостоятельность предпринимателя. Внешним оправданием предложений может служить их коммерческая выгодность, но по существу идет проверка глубины кодирования. По реакции предпринимателя можно судить, насколько глубоко он позволит вмешиваться в свои полномочия оперативного управления собственностью и правомочия Распоряжения, Владения, Пользования.
7. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Этот шаг предпринимается с целью окончательного разъяснения роли и места предпринимателя в организованной преступной группировке. Цель – понимание предпринимателем новой ситуации, в терминах интересов группировки, в соответствии с которыми предприниматель становится исполнительным звеном в организованной экономической преступности. Обычно это роль исполнителя с относительной оперативно-хозяйственной самостоятельностью. Зачастую ИНТЕРПРЕТАЦИЯ завершается изменением уставных и учредительных документов, перераспределением акций и паев, изменением персонального состава органов управления фирмы и т.п.
Таким образом, технология корпоративного криминально – коррумпированного поглощения фирмы укладывается в процедуру рефрейминга. В этом нет ничего удивительного, поскольку такое поглощение – это все тот же процесс корпоративного переформирования.
Принципиальная технологическая одинаковость криминального и коррумпированного поглощения ведет к слиянию коррупции и уголовного криминала, т.е. появляется то, что мы называем организованной экономической преступностью.
Уголовный криминал и коррупция в некотором смысле выступают конкурентами в борьбе за контроль над средствами мошеннического производства, за контроль над массой рядовых мошенников. В процессе этой борьбы происходит их интеграция, в результате которой появляется новая элита, замешанная на смеси воровского авторитаризма и посткоммунистического бюрократизма.
Таким образом, рядовой мошенник рано или поздно лишается своих личных средств мошеннического производства и вынужден вливаться в армию наемных профессиональных мошенников, т.е. организованную преступность.
Некоторым из отряда рядового предпринимательского мошенничества удается самим взять под контроль средства мошеннического производства благодаря удачному лавированию между бюрократией и криминальным миром. В этом случае они становятся центральной фигурой, т.к. именно через них осуществляются связь и координация действий бюрократии и воровского криминалитета.
Литература:
1. Беляков Б.Н., Гибадулин Р.Х., Гришмановский В.В. и др. Экономический порядок и криминальная конкуренция. – Челябинск, МГУК, 1996, 271 с.
2. Крыштановская О.В. Нелегальные структуры в России. – Социологические исследования, 1996.
Источник: http://kiev-security.org.ua
Комментарии: