Нож: Интервью с Джеймсом Альбертом КИТИНГОМ
Интервью с Джеймсом Альбертом КИТИНГОМ, достаточно широко известным в узких кругах человеком. Может кто-то ничего нового и не узнает, но мне показался довольно интересным взгляд человека, делающего ножи всю жизнь и умеющего с ними обращаться.
Взято отсуда, оригинал здесь
И так, поехали.
Уродливую рожу Китинга знает каждый, кто интересуется ножами, поэтому представлять его не надо. Сейчас он является шефом компании «Combat Technologies» и остается одним из тех немногих учителей, кто соединяет западные боевые искусства с азиатскими. Ответы Китинга походят из нескольких источников, преимущественно не публикованных ранее — может, поэтому они кажутся такими интересными и «другими» (есть тут немного вульгаризмов, но, пожалуй, это лучше показывает его характер.
Истоки боя ножом?
Тут имеется много противоречий. Вся Азия хочет быть той «первой», забывая об Испании. В Азии нет того, что в западном фехтовании называется «смысл острия» (естественно, они тоже умеют выполнять уколы, но это не их стиль боя). Их стиль — это разнообразнейшие порезы, но мир меняется, и колющие удары остаются самыми эффективными.
Так же, как клинок — это символ Азии, острие меча или ножа остается синонимом Испании, Греции или Рима, — наций, которые, как ни крути, завоевывали мир.
Начала боя ножом в средневековье?
У нас есть немецкие учебники боя стилетом еще с 1200 года, есть учебники испанские или французские ненамного моложе. А что есть в Азии? Мусаси… — да, но когда это было написано?
Однако меня интересует история применения оружия в Европе с того момента, когда перестали использовать доспехи, потому что тогда начали формироваться школы, которые меня интересуют
А это еще актуально?
Многие фанатики азиатских стилей сильно бы удивились, посмотрев эти старые учебники. Я, естественно, отбрасываю конный бой и специфические атаки противника в доспехе. Чтобы остановить того, кто пытается тебя убить, надо иметь доступ до 1-2 жизненно важных органов и, естественно, повредить их. Попробуйте сделать это порезом — экзамен сдают только уколы.
Какой длины должен быть нож для быстрого «погашения» кого-то?
В целом для этого хватит клинка длиной в 4,5 — 5 дюймов, однако, если мы встретим «зверя» больших размеров, с обильными запасами жира… — здесь минимумом будет 7 дюймов. Рекомендую проверенный нож Randal#1 с двойной гардой, а если кто-то хочет нож подешевле, то Cold Steel R1.
Как выглядит на этом фоне твой Spyderco Chinook?
3 дюйма — это длина, достаточная для самообороны «на каждый день», но если мы имеем дело с большим, сильным «зверем», то надо что-то большее. Только не чересчур большое: я считаю, что длинный нож, вбитый в сильного зверя, будет действовать со слишком большой противосилой на запястье и предплечье, так, что просто вырвется из ладони. Пуля калибра 9 мм вызывает в теле серьезные травмы, но повреждение того же самого органа ножом вызовет в три раза большие последствия.
Повторю еще раз — если мы хотим кого-то остановить немедленно, в самообороне, или охотясь на 300 кг кабана, следует применять уколы. Они приводят к огромным внутренним повреждениям, и одновременно дают очень маленькое входное отверстие — мало крови… это «чистая» техника…
А как же самурайские фильмы? Там после рубящих ударов противники падают, как мухи…
Это из той же серии, что отлетание назад после того, как в тело попадает пуля — дерьмо из спецэффектов. Помните, какое-то время назад на Филиппинах, на выступлении президента Корасон Акино, какой-то идиот ворвался в толпу с ножом длиной с мою руку — чем-то вроде мачете. Начал рубить людей вокруг, как ненормальный. Его в конце концов остановили, были, естественно, раненые, но никто из них — тяжело. Вопреки распространенному мнению, человек — это кусок очень крепкого ублюдка, и его не так просто убить… хе-хе — порезом.
Европейские школы учат спокойствию, стратегии боя. Они учат, что выполнение одного колющего движения может закончить схватку. Филиппинцы зато используют в бою то, что называется «амок» и давно вошло в наш словарь. Определяет это слово такого долбанного идиота, который ведет себя так, словно ему только что подожгли задницу, кидается на всех с безумием в глазах и хочет только убивать. Естественно, это выглядит страшно, но превращает ли автоматически в непобедимого бойца? Их вариант боя — это безумие, соединенное с отсутствием контроля, целью которого является атака противника и шинкование его на мелкие кусочки.
А самураи?
То же самое — мечутся вокруг, крича во все горло… — это совсем не то, что Европа. Там в бою задействуются абсолютно другие эмоции, разум чист и сконцентрирован, а каждое движение имеет смысл. Тут дают о себе знать культурные различия. Даже в использовании ножа.
Я считаю, что обратный хват — прекрасная и удивительно эффективная штука, но годится только для самообороны. Бой против человека с ножом, придерживая свой обратным хватом? Шутишь, наверное — я еще не рехнулся!
Ты изучал Pekiti-Tirsia…
Ага, понимаю — имеешь в виду, что там нож держится преимущественно в «сосульке», обратным хватом? Пекити — это хороший, быстрый стиль с прекрасными передвижениями и изменениями дистанции, но так же полный нереального дерьма. Я свое Пекити очень изменил. Еще раз — в самообороне обратный хват, пожалуй, самый лучший из всех. В клинче, захвате… практически везде, но в бою на ножах? Эй! Ты когда-нибудь видел, чтобы фехтовальщик держал свое оружие обратным хватом?
бой на ножах — это фехтование?
Конечно! Практически каждая схватка начинается на дальней дистанции — вы кружите вокруг друг друга, проверяете, наблюдаете за движениями противника, как в Дестрезе. К сожалению, не все этому учат, только школы, к которым я отношусь с уважением, т.е. Kelly Worden и Hochenheim. Остальные кидаются резать запястья в выпаде.
Бой ножом — это создание иллюзии. Противник должен видеть только окончательный результат, а не то, как до него дошло. Это как на сцене — иллюзионист использует угол зрения, дистанцию, отвлечение внимания, чтобы скрыть способ, а нам показать только концовую «магию».
Как в китайском кун-фу…
Хе-хе… они так говорят, но бойцов создавать не умеют. Посмотрите на сан-шоу и его звезду Cung Le… там виден наш бокс и наша борьба, а где делось кун-фу? Они используют то, что эффективно, а этого много быть не может. Как сказал Сэр Ричард Бартон (тот, что от Нила), все люди одинаковы — у каждого две ноги и две руки. Каждый человек двигается на основе той самой матрицы, и не важно, кем он является — худым канадцем, или носильщиком из Африки. Техникам можно научить, но когда доходит до боя, все движения имеют один источник. Поэтому надо познать эти базовые механизмы движения, а не движения какого-то засраного змея или журавля.
ОК. У тебя, вроде, семейные традиции ножевого боя?
Мой отец делал ножи, вернувшись с войны около 1950 г., когда в США об этом еще никто и не думал. Он выступал, показывая бой на ножах, и, естественно, научил этому меня. Я изучал не только кали и арнис, но массу времени отдал на то, чтобы научиться ножевым техникам, походящим из Европы, Мексики или арабских стран.
А что ты думаешь о японских боевых искусствах?
Этому можно учиться, но так по правде — дает ли это какую-то необычайную эффективность? Не лучше ли использовать инструменты, одним из которых является нож. Возьмем такого Ояму. Твердое карате, разбивал, что только было можно разбить, убивал зверей… ок, больных зверей, а в старости едва передвигался, и руки его напоминали камни, которые он когда-то разбивал.
Человек — это мыслящее существо, поэтому должен использовать инструменты, которые изобрел.
Я никогда не пойму корейских, японских или китайских систем. Это добровольное подставление своего тела под травмы… Мексиканцы называют это «Machismo» — то есть, чтобы показать, что у кого-то крутые яйца, что он ничего не боится, он сам себе делает какую-нибудь дрянь. Ну, а японец делает себе харакири… Зачем себя калечить, или тем более умирать? Жаль бойца. Не лучше ли использовать соответствующий инструмент? Я себе просто представить не могу — тренироваться 30 лет только для того, чтобы выпустить себе кишки, или ввязаться в обмен ударами. Решительно предпочитаю западную философию боя.
А Филиппины?
Здесь нет такой ментальности: «убью себя, чтобы убить его» (может, исключая мусульманских Моро), но это уже заслуга испанцев и их влияния — они оккупировали Филиппины 333 года. Иначе говоря, нет такого азиатского боевого искусства, которое когда-либо завоевало мир (разве что монголы, но они тоже использовали острие (лук и стрелы), меч был только дополнительным оружием). Филиппинцы, однако, гласят «святую правду», что сами являются источником своего боевого искусства, совершенно забывая про испанцев, а остальной мир им верит. Посмотри на меня — у меня 186 см роста и рыжие волосы, я хорош в ножах и палках, может, даже лучший, чем не один их «гуро», но люди меня игнорируют. Если бы у меня было 150 см роста и черные волосы, я был бы знаменитым мастером. На Филиппинах была своя аутентичная система, основанная, так же как в Малайзии и Индонезии, на разрушении палкой защиты противника и яростных ударах ножом, но в этом не было ничего особенного. Только по контактах с искусством испанским, голландским и португальским — что мы имеем? — мы имеем филиппинские боевые искусства.
А Европа?
Ну, это выглядит так — банг! и в тебе зияет дыра. Ты не знаешь, как она появилась, и даже не успеваешь об этом подумать, потому что уже мертв.
Я часто говорю студентам — одень маску! Мы берем оружие, расходимся на 12 метров, и я валю его между глаз до того, как он успевает заметить, что я двинулся. У меня 186 см роста, но дистанцию в 6 метром я могу преодолеть в мгновение ока. Это называется «летящая стрела». Люди просто не имеют понятия о кумуляции, о разгоне энергии, и о том, настолько это смертельно опасно. Поэтому они всегда в защитном снаряжении — пусть почувствуют на своей шкуре. Есть такое место у тебя между глаз, где не видно атаки с противоположного направления — так же, как «темная зона» в автомобильном зеркале, — именно это я и использую.
Поэтому так трудно в боксе защититься от прямого удара…
Да, — ты получаешь в лоб, и даже не понимаешь, как. Некоторые практики ножа говорят, что прямой укол подставляет нас под контратаку на запястье… Да, это правда, но если у тебя хороший тайминг, прямой укол превращается в смертельно эффективную технику.
Кендо…
Я изучал кендо в Японии. Никогда не любил связанного с ним крика. Проводишь атаку, и должен кричать. Через несколько минут ты уже забываешь о спокойствии — начинаешь возбуждаться, бесишься… Перестаешь думать, твои эмоции берут верх… Будь «крутым парнем», и не кричи.
Я знаю, о чем ты думаешь. Наверное, поэтому Моника Селеш не выигрывает то, что могла бы — слишком много времени тратит на крик :-) ОК. Ты думаешь, что практики азиатских техник ножа недооценивают фехтования?
Да, они просто не понимают, что если бы вышли против обученного западного фехтовальщика, то лучшей для них обороной было бы бегство. Я думаю, что если бы можно было учиться только одному боевому искусству, то это должно было быть фехтование. Не потому, что я недооцениваю другие БИ, а потому, что здесь «all in one», все в одном, и кроме того, все понятно и подкреплено наукой, а не мистикой. Если выбирать между искусством и наукой, то я выбираю науку. Тем более, если это касается боя. Восточные боевые искусства привязывают к обучению слишком много религии, духовности, а Запад подкрепляет геометрией, математикой и физикой — и это приносит успех в бою. Азиатский бой — это искусство, искусство, искусство… Подумай — духовные стимуляции очень трудно воссоздать, и даже если это удается, обычно они очень далеки от оригинала.
Например, Ван Гог — это искусство, его можно скопировать, но не возможно повторить его дух. Если что-то представлено научно, то это можно повторить так же, как ксерокопию. Ее качество зависит только от машины — тренера, и вида бумаги — ученика.
Азиатские искусства убивает еще и то, что необычайно важно для развития совершенного бойца — импровизация. Все подается в виде замкнутых правил, а мы знаем, что в жизни правил нет. Ну и еще и дурость в стиле: «Сегодня была замечательная тренировка — Икс сломал себе палец, а Игрек ногу». Подумай, зачем ты тренируешься — чтобы ломать себе кости?
Что ты видишь интересного в филиппинских БИ?
Мне нравится целостная идея движения, обучение переходам между техниками рук и работой ног, переходы от статики до быстрых движений, ну и, естественно, возможность тренировать палку, как ножевые техники. Я не в восторге от палки, это примитивное оружие — предпочитаю носить пистолет, или нож. Однако она дает удивительную возможность открывать мир движения, дистанций, уровней атаки.
Обходя тот факт, что стили Моро (мусульманские, с преобладанием стратегии) несравнимо более эффективные, чем Висаян, которые просто слишком хлипки, палка является универсальным инструментом. Почему? Потому что в ней есть 8-9 уровней скорости движения (а кроме того, скорость работы ног, движения плеч) — это все дает огромное количество комбинаций для отработки. Например, техники невооруженных рук имеют только 4-5 уровней скорости — настолько меньшему можно научиться, если работать только без оружия.
Как выглядят занятия в твоей школе?
Я воспользуюсь словами Реми Пресаса: В азиатских боевых искусствах твое обучение — это прямая линия. Ты поднимаешься вверх, познавая все более новые техники. В филиппинских БИ основа — круг, по которому ты движешься, усваивая новые знания. Работа ног, один нож, работа ног, двойной нож, дистанция, палка, работа ног, палка, нож — и так далее.
Ты проектировал Hornet для MOD — что думаешь о ноже Ayooba?
Мас был единственным, кто разработал цельный нож, а не складной фолдер. Он так же единственный пошел на бойню, и проверил на свиных тушах свой нож. Как с пробиванием? Не сломается ли он, уткнувшись в ребро? — теперь он знает, что нет, не сломается. На первый взгляд нож выглядит, как резак для бифштексов, но гарантирую — это НАСТОЯЩИЙ нож!
Клинок plain или serrated?
Plain, только plain. Конечно, «зубастые» лезвия оставляют мерзко выглядящие порезы, но могут так же зацепиться неожиданно за одежду, когда наносишь свой удар. Как нож для ежедневного использования, serrated слишком быстро тупится, а оказавшись где-то далеко от дома, его не так просто наточить.
Известно, что многие хотели подраться с тобой на палках…
Я — найффайтер. Палки для меня — тренировочное приспособление.
Ты так же не захотел поехать к Dog Brothers…
Их вклад в боевые искусства — это комментарии типа: «мужик, как получишь палкой — будет чертовски больно!» Я это знал, еще будучи ребенком, а теперь, когда мне 40… Молотить друг друга по башке, ломать пальцы — зачем? Да еще и бесплатно… — забудь!
Как давно ты считаешь, что нож — это способ жизни?
Я жил в Канаде… Когда-то в Ванкувер группа переростков хотела забрать у приятеля Trans Am. Пинки с разворота и разгон толпы в одиночку — это все фильмы с Брюсом Ли. Поймать ближайшего ублюдка, приложить ему нож к шее, сделать легкий надрез и объяснить, что если кто-то приблизится, то ваш засраный кореш получит дырку в шее — это действует, поверь мне. И намного эффективнее, чем пистолет — кровь действует на воображение.
Естественно, это иногда не срабатывает. Один из моих учеников, полицейский из Майами, имел однажды несчастье в этом убедиться. Ему сказали в ответ: «So fuck kill him». И здесь я учу — режь его через грудь… воткни нож в бедро… Этот клиент уже обезврежен, поэтому немедленно хватай следующего, закрывайся им, как щитом. К счастью, на второй раз это подействовало.
Это все не так трудно — они ведь хотят причинить тебе вред. А обучение технике выхватывания ножа и прикладывания его к чужому горлу занимает совсем немного времени…
Какие органы ты атакуешь, как основные цели, в безвыходной ситуации?
Горло, яремная ямка, печень, почки. Может, это и страшная тема для разговора, но если тебя атакует безумец, никогда не ограничивайся атакой одного органа — всегда выполняй двойные атаки в жизненно важные места.
Знаешь, я при себе каждый день ношу два Хорнета — один острый, как бритва, а другой с тупым клинком. Этот второй я использовал много раз, с самым печальным результатом для атакующего. Я умею сражаться ножом, и даже если он не слишком остер, все равно обладает страшной силой, практически уничтожающей противника.
Какое оборудование ты используешь для тренировок?
Есть сотни школ, в которых применяют всякое хай-тековское дерьмо, но все, что тебе надо — это фехтовальная маска и стилеты Santelli. Поножовщина — это не шахматы, тут должно немного поболеть.
Говорят, что твои 3-дневные семинары ничего не дают…
Дают. Сначала я учу базовым техникам, второй день — это ритм, тайминг, энергия… а третий — спарринги, причем алюминиевыми ножами. Слабаки уходят, бойцы приходят снова.
Любимый нож?
Один и только один — 5-ти дюймовый Randall#1. С этим ножом я могу выйти и против катаны, и на бейсбольбную биту.
Любимая техника?
Back cut. Происходит из восточно-европеского фехтования на саблях, и была практически не известна на Западе. Если ты овладел этой техникой, то защититься от нее практически нельзя, можно только убежать или застрелиться.
Разоружения?
В своей школе я учу, что это иллюзия. Это все 50% на 50%… может, удастся, а может и нет… Слишком все зависит от других элементов, чтобы получиться. Понятно, что если тренируешься 20-30 лет, то выглядит все совершенно иначе, но овладеть техниками разоружения противника за несколько лет тренировок невозможно.
И что-нибудь на прощание…
Никогда не говори, что носишь нож для самообороны. Даже приятелям и друзьям. Говори, что любишь иметь хорошо заточенные карандаши для работы, что ты сидишь на диете, и вынужден счищать шкурку с яблок и апельсинов, но никогда не говори, что носишь нож, как оружие.
Комментарии: