Это не должен знать каждый. Психологическая подготовка бойцов спецподразделений.
Султанова Рания Ахметовна
Психологическая подготовка бойцов спецподразделений.
Тенденция роста преступности в России и ряде других стран мира значительно возрастает. Постоянная угроза жизни, здоровью, постоянное изменение боевой обстановки, длительные нагрузки, нередко превышающие пределы человеческих возможностей, утрата боевых товарищей, необходимость жестких насильственных акций по отношению к врагу оказывают огромное воздействие на психику участников боевых эпизодов. Таким образом, психика нормального человека без специальной подготовки к оперативному функционированию в боевых условиях не способна выдержать раздражающее воздействие экстремальных стресс-факторов. Поэтому на сегодняшний день большое внимание уделяется психологической подготовке бойцов спецподразделений. Еще Г.Е. Шумков отмечал: «Помимо необходимости технической подготовки, считаю также необходимой подготовку психологическую». Он также подчеркивал, что подготовить бойца к войне – не значит научить только искусно убивать противника, но, главным образом, научить владеть собой в боевой обстановке.
В связи со сложным спектром задач, решаемых сотрудниками антитеррористических подразделений (АТП), организация психологического обеспечения их служебно-боевой деятельности (СБД), является одним из приоритетных направлений организационно-воспитательного характера, в которых важную роль играют не только руководители антитеррористических подразделений, но и штатные (прикомандированные) психологи.
Работа психолога направлена на повышение эффективности деятельности военнослужащих, поддержание их психологической устойчивости и морально-психологического состояния. Также одной из важнейших задач является участие психолога в формировании команды, в повышении сплоченности и взаимного доверия среди бойцов.
Специалисты психологической службы используют комплекс мероприятий при отборе бойцов АТП. К числу этих мероприятий относятся: А. беседы с кандидатом; Б. психодиагностическое обследование (стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) — (Л.Н. Собчик), тест цветовых выборов (М. Люшер), «шестнадцатифакторный опросник личности» (Р. Кеттелл), тест «несуществующее животное», тест «незаконченные предложения»); В. стресс-практикум.
Данные мероприятия помогают создать наиболее полную картину пригодности, либо непригодности каждого конкретного кандидата.
В целом, система психологического обеспечения СБД сотрудников АТП, в ходе контртеррористических операций представляет собой мероприятия, которые с организационной точки зрения можно разбить на три этапа.
Первый этап – психологическая подготовка к оперативной работе в экстремальных условиях. Мероприятия, осуществляемые на этом этапе, включают профессиональную подготовку, комплектование подразделения с учетом социально-психологических закономерностей и индивидуально-личностных особенностей сотрудников.
На этапе психологической подготовки сотрудников к операции в качестве основных задач выступают:
- Психологическое обследование личного состава, отбираемого для выполнения задания;
- Психологическое сопровождение комплектования и групповой сплоченности отправляемых подразделений;
- Специальная психологическая подготовка сотрудников и групп.
Психологическая подготовка должна быть направлена: на повышение эффективности выполнения профессиональных задач, на обеспечение групповой сплоченности, личной функциональной ясности, четкости, комфортности, на максимально возможное в данных условиях сохранение физического и психического здоровья сотрудников. На данном этапе эффективным средством психологической подготовки военнослужащих к акции, повышения сопротивляемости бойца к травмирующему воздействию стресса являются методика: «боевой адаптации», или «прививка боем»; идеомоторная тренировка, метод словесно-образной психорегулирующей тренировки; «Самогипноз-2»(разработан зарубежными психологами) и т.д.
Известный западный специалист по боевой подготовке Р. Ригг, подчеркивая, что надо приучить солдата к дьявольской атмосфере огня и смерти… чтобы он чувствовал себя среди огня, дыма и смятения, как в обычной обстановке, и действовал — стрелял, двигался, сражался»; …«лучшим памятником… погибшим в борьбе за обеспечение свободы, является учебное поле, приближенное к боевой действительности» (2).
В идеале задачи психологической подготовки, психологической реабилитации военнослужащих могут быть успешно решены только при наличии необходимых для этого тренажеров, имитирующих средств, комнат психологической разгрузки, площадей для организации индивидуальной и групповой работы с военнослужащими.
В экстремальных условиях подготовки, в силу большой динамичности происходящих событий, на первый план по значимости и влиянию на поведение сотрудников выходят их боевые психофизические состояния, которые позволяют оперативно, функционально и адекватно разрешать задачи калейдоскопа меняющихся ситуаций.
Иными словами, в ходе подготовки сотрудники должны получить «боевые рефлексы», типичные для спецподразделений спецслужб.
При подготовке сотрудников АТП наряду со специальными рефлексами (реакция на оружие, поиск укрытий, сближение с противником в ходе огневого контакта и пр.) упор делается на боевой интеллект акценты смещаются в сторону развития быстроты мышления, поиска единственно-правильного решения из сложившейся ситуации в кратчайшие сроки. Именно поэтому психологическая подготовка сотрудников опирается на мощную ситуационную составляющую, которая, в свою очередь, опирается как на уже имеющийся боевой опыт, так и на искусственное усложняющее моделирование по принципу «а что если…».
При выполнении задачи профессионал опирается на навыки, полученные во время обучения. Эмоции только мешают этому, изменяя физиологическое состояние и искажая внимание, память, мышление, делая человека уязвимым. Чтобы выполнить задачу, используя профессиональные навыки, необходимо прежде всего справиться с самим собой. Поэтому, помимо специальных навыков, требуются навыки саморегуляции, позволяющие отделить эмоции от выполнения задачи и связанного с этим деятельностно-поведенческого механизма.
Таким образом, сотрудник должен овладеть необходимым воину искусством – проявлять собственную личность не на эмоционально-чувственном, а на профессионально-функциональном уровне, «входить в боевое состояние», включаться в боевой режим. Такое искусство, основывается только на точных расчетах и прочных навыках. Для эффективной работы сотруднику и в мирное время необходима постоянная ролевая игра и навыки, подходящие для военного времени.
Второй этап – психологическое сопровождение в ходе проведения операции – включает мероприятия по психологическому сопровождению личного состава в период осуществления служебно-боевых акций.
На этапе психологического сопровождения сотрудников в ходе проведения операции в качестве основных задач выступают:
- Обеспечение профессионально-психологической адаптации сотрудников к новым условиям;
- Контроль психологического состояния сотрудников АТП и морально-психологического климата в коллективе, выражающийся в обеспечении их психологической «притирке» друг к другу, гарантирующей с этой стороны эффективное боевое взаимодействие, групповую слаженность.
Третий этап – психологическая работа с сотрудниками спецподразделений по возвращении к постоянному месту дислокации – предполагает проведение мероприятий по психологической реабилитации сотрудников, а также позитивный анализ практических последствий от развертывания экстремальных ситуаций для оптимизации дальнейшей подготовки личного состава АТП.
На этапе психологической работы с сотрудниками АТП после возвращения к постоянному месту дислокации в качестве основных задач выступают:
• обеспечение профессионально-психологической адаптации сотрудников к новым условиям, контроль состояния морально-психологического климата в коллективе и взаимоотношений с сотрудниками других подразделений, выявление сотрудников с признаками посттравмирующих стрессовых расстройств;
• осуществление психологической коррекции имеющихся нарушений с целью предупреждения возникновения состояний психической дезадаптации и их хронификации, развития психосоматических нарушений;
• формирование и поддержание мотивации для дальнейшей службы в АТП;
• организация социально-психологической работы с семьями сотрудников, вернувшихся из командировки.
Главная задача психолога по возвращении сотрудников АТП к месту постоянной дислокации – помочь личности обрести душевное равновесие и комфорт. При этом необходимо помнить, что последствия экстремальных ситуаций могут быть не только негативными, о чем написано немало, но и позитивными. В комплекс позитивных приобретений входят: повышение мастерства, профессионализма, опыта автономной и групповой работы; личностная самореализация, рост индексов выживаемости и боевой функциональности; социальное признание, повышение социального статуса, карьерный рост; возможное улучшение или стабилизация бытовых и материальных условий; укрепление сил и здоровья; уверенности в своих способностях и веры в своих товарищей.
Таким образом, на сегодняшний день в учебных центрах при подготовке военнослужащих и сотрудников служб безопасности должны применяться и в ряде случаев применяются передовые отечественные и зарубежные методики, технические средства обучения, а также психологическая подготовка, что позволяет более разносторонне, а значит и гарантированно подготовить бойца к условиям СБД.
Еще Шумков писал, что «…предварительное ознакомление воинов с реальными явлениями в бою — в смысле боевой деятельности — есть предварительное накопление боевого опыта, а следовательно, и рациональная борьба с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха».
Данная позиция довольно спорна, по крайней мере, дискуссионна, требует серьезного и обстоятельного анализа. Не менее, даже более фундаментального исследования заслуживают основные принципы и положения концепции частичного обоснованного переноса изложенной выше методологии по отношению к специалистам в сфере единоборств, проходящим обучение в физкультурно-спортивных вузах. Но этот материал будет подробно изложен уже в следующей нашей работе.
Комментарии: