Время богатырей. Здоровье наших предков.
Болезни нашего времени, оказывается, были свойственны и далеким предкам – просто в те времена их не могли диагностировать.
«Здоровых» и «больных» эпох не бывает. Во все времена жили на свете и богатыри, которых никакая хворь не брала, и люди здоровья весьма хлипкого, причем последних всегда было больше.
Болезни нашего времени, оказывается, были свойственны и далеким предкам – просто в те времена их не могли диагностировать. А «средний показатель национального здоровья» зависел не столько от экологической обстановки, сколько от уровня жизни и материального достатка. Характерно, что природно-климатические условия тоже не имели первостепенного значения.
Аполлон Бельведерский. Идеал мужской красоты. |
Жители Афин, Спарты, Фив, Микен, Тиринфа и других эллинских полисов вели здоровый образ жизни по традиции. Они питались свежей пищей – мясом, рыбой, пшеничным хлебом, медом, оливками и оливковым маслом, овощами и фруктами. Пили воду из горных родников. Пили вино – только натуральное виноградное и только разбавленное водой; того, кто пил неразбавленное вино, считали сумасшедшим. Занятия спортом и военными играми входили в школьную программу и в повседневную жизнь.
Венера Милосская. Идеал женской красоты. |
Образы цветущих, здоровых, идеально сложенных эллинских мужчин и женщин были запечатлены в огромном количестве скульптур того времени – а надо помнить, что моделями скульпторам служили вовсе не особо выдающиеся люди, но простые сограждане, которые считали за честь позировать для создания произведения искусства.
Отменным здоровьем и физической силой отличались древние скандинавы VII-X веков нашей эры, жившие в вовсе уж не идеальных, а напротив, весьма суровых природных условиях. Такие же сведения в исторических источниках приводятся и о наших предках, центральноевропейских славянах IV-VI веков нашей эры: велики ростом, крепки, выносливы, необыкновенно сильны, неприхотливы в еде, бегают быстрее лошади, плавают, как рыбы…
Не жаловались на здоровье британские, ирландские и континентальные кельты, германцы, древние римляне времен Республики (VI-I века до нашей эры), китайцы классического периода их истории (VIII век до нашей эры – X век нашей эры), индейцы Северной Америки (до появления европейцев). То есть люди эпохи, которую можно назвать детством человечества.
Andreas Groll (photographer, 1812–1872). |
Полуголодная жизнь делала мечты о еде и сытости навязчивыми. Образ счастливого обжоры – популярная фигура средневековой литературы. Правда, обжора этот на наш взгляд мелковат. Во французской стихотворной повести XI века герой съедает жареную курицу, пяток яиц, десять слив, выпивает три кружки молока — и окружающие ахают: как все это в него влезло? Согласимся, на легкий завтрак не похоже, но и не так уж много.
Характерно, что именно в Средневековье образ здорового и красивого человека стал настоящим объектом поклонения. Здоровых и красивых было так мало, что их почитали как святых или осененных Божьей благодатью, а слабых, некрасивых и недужных — так много, что с того времени в Западной Европе выработалось отношение к бедным и больным, как к проклятым, которых не следует, конечно, оскорблять и унижать, но следует всячески избегать и сторониться.
Примерно через эти же исторические ступени прошла и Россия. Наши предки IX-XIII веков были и вправду сильны, здоровы и крепки – как былинные герои Илья Муромец и Микула Селянинович.
Андрей Рябушкин. Микула Селянинович. 1895. |
Принято с восторгом говорить: раньше в русских семьях было много детей – вот какие чадолюбивые и заботливые предки! Не то, что нынешние – один ребенок, редко два, и уже стонут… Но ведь многодетность была не следствием чадолюбия, а следствием чудовищной детской смертности!
Не имея точных медико-статистических данных, следуя общей склонности приукрашивать прошлое, подгоняя под одно представление совершенно разные времена, не оценивая реальных условий очень нелегкой жизни наших предков, абсолютизируя отдельные факты индивидуального здоровья и долгожительства, мы травим и травмируем самих себя сусальными картинками былой райской жизни среди молочных рек и кисельных берегов. Нелепо завидуем предкам – вместо того, чтобы просто благодарить их за наше собственное существование. И в этой зависти забываем позаботиться о себе.
Зачем? Зависть – чувство бесплодное.
Автор: Андрей Кротков superstyle.ru
Комментарии: