Допинг. Право выбора

14 апреля Госдума во втором чтении Закон об усилении мер борьбы с употреблением допинга в спорте. Соответствующие изменения вносятся в закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Законопроект принят под давлением мировой тенденции борьбы с допингом и рядом скандалов с российскими спортсменами за последние несколько лет. Казалось бы, все нормально. Но давайте снимем шоры, одетые зомбоящиком, и попробуем взглянуть на проблему с другой стороны.


Начнем с самых корней. А есть ли проблема?

Кто, когда и почему решил, что допинг – зло? Вообще то,  это очень философская тема: что есть хорошо, что плохо.  В мире людей «плохо» и «хорошо» – суть договоренность группы людей. Одна группа договаривается так, другая – иначе. И эти группы закрепляют  свои договоренности кто как может – кто-то в заповедях, кто-то в юридических законах, кто-то в «моральном кодексе строителя коммунизма». Понятно, что договоренности больших групп людей, например, религиозных конфессий или жителей больших государств, имеют гораздо большее, зачастую планетарное влияние. Но это совершенно не означает, что эти договоренности – абсолютная истина. Абсолютной может быть только одна истина – Божественная. Поэтому для атеистов абсолютной истины не может существовать в принципе, поскольку нет высшего критерия этой истины. Для большинства же людей и того проще: сменилась власть – сменилась истина.

Ну посудите сами. За одни и те же поступки в одной стране могут расстрелять, в другой не обратят внимание, в третьей – дадут орден. Ну, например, возьмём отношение к сексуальным меньшинствам. В Голландии регистрируют однополые браки, в СССР за это сажали, а в ряде исламских республик могут побить камнями до смерти. ТО же с отношением к табаку. Или к коммунизму. Или к капитализму. Да мало ли ещё к чему. Но ведь содержание самого поступка не меняется от того, где он был совершен, меняется только отношение к поступку у разных групп людей.

Допинг – не исключение. То, что некая группа людей, называемых себя WADA, решило, что допинг – это плохо, совсем не означает, что это верно для всех, а уж тем более, что это истина в первой инстанции. Но мы упрямо повторяем, что допинг – это «плохо, потому что нам так сказали». Но если вдуматься – что употребление допинга, что борьба с допингом – с моральной точки зрения совершенно идентичны. Потому что критериями морали тут мерить просто нельзя, как нельзя мерить длину в килограммах. Механизмы, побуждающие одних людей употреблять допинг, а других бороться с ним — совершенно иные. Мораль тут совершенно не при чём.

Что такое ВАДА – Всемирное антидопинговое агентство? Создается ощущение, что ВАДА существовало всегда. Но, между прочим, создано оно только в 1999 году. И за эти 10 лет оно развило такую бурную деятельность и навело столько шороху, что кажется, что антидопинговые комиссары вламывались еще в дома к Пифагору и Платону после их побед на Олимпиадах, чтобы взять анализы. И никто не задумывается вообще по какому праву какая-то заокеанская организация, базирующаяся в Канаде, составляет некий реестр «запрещенных» препаратов и посылающая своих эмиссаров через полмира проверять не принял ли некий человек что-то из этого списка. Посылает просто на основании того, что этот человек занимается спортом.

А знаете ли вы, что возглавляется ВАДА бывшим министром финансов Австралии Джон Фейхи,  и что если первоначально ВАДА получала финансирование от МОК, то сейчас МОК финансирует ВАДА лишь наполовину? Вас не удивляет, что главным борцом за чистоту спорта руководит финансист, озабоченный обеспечением многомиллиардного бюджета своей организации? По моему мнению, это ясно и наглядно демонстрирует основные цели и задачи работы этой организации. ВАДА – недавно созданный, огромный и всё ещё развивающийся рынок, главными целями которого является, как и у любого рынка – получение максимально прибыли. Судьбы же спортсменов, тренеров и интересы спорта при этом, совершенно естественно, никого в ВАДА не волнуют. Спортсмены – руда для этого деньгодобывающего предприятия. Ну кого волнует, что думает и как себя чувствует добытый уголь? Его надо выкопать, аккуратно погрузить и доставить куда надо, но только с одной целью – чтобы он сгорел максимально эффективно.

Но это, впрочем, не удивительно. К сожалению, и сам спорт стал такой же финансовой индустрией. Более того, само появление ВАДА как раз и стало возможным сравнительно недавно — только тогда, когда спорт стал индустрией. Так, что ВАДА – порождение и теперь уже неотъемлемая часть современного спорта. Даже больше – я бы назвал ВАДА составной частью современного спорта.

Теперь коснемся вопроса законности допинга. То, что в России употребление допинга скоро будет запрещено законом, не меняет сути вопроса о применении допинга, как проблеме.  Употребление допинга, в случае принятия Закона в третьем чтении, будет незаконным, не более того. Кстати напомню, что в мире существуют тысячи устаревших законов, которые забыли отменить, которые много чего формально объявляют незаконным. Даже в России, например, до сих пор действует закон 69-го года о запрете на установку рекламных щитов и плакатов вдоль дорог.

Кстати, пока Закон окончательно не принят, ситуация в России достаточно комичная. Сегодня допинг в спорте в России употреблять можно! Вы можете заниматься спортом и применять любые препараты. Правда, если вы будете выступать на каких-нибудь соревнованиях по видам спорта, Федерации которых аккредитованы Минспорта, то на основании условий аккредитации к вам могут быть применены некие санкции со стороны Федерации. Но если спорт не внесен во Всероссийский реестр видов спорта, то вам вообще никто не может применить никаких санкций. Хотя спортом вы будете заниматься. Самое интересное, что в основном так сохранится и в дальнейшем, только применение допинга на официальных соревнованиях станет уже незаконным, то есть наказуемым не со стороны Федерации, а со стороны государства.

Поэтому оставим в стороне обсуждение законности-незаконности допинга. Сегодня он законен, завтра – нет, в одной стране – применять его можно, в другой стране – категорически нельзя. Это вопрос договоренностей. Лучше попробуем, наконец,  вникнуть в суть вопроса.

Препараты, стимулирующие те или иные функции организма и повышающие некие характеристики человека, мы в жизни применяем постоянно. Кофе, сигареты, энергетические напитки, или даже что покруче, по сравнению с чем мочегонный фуросемид, запрещенный ВАДА и из-за которого были, например, дисквалифицированный наши художественные гимнастки, – это просто райский нектар. И это никого не волнует. В чем же разница? Что, урона здоровью у простых людей не носится? Если наносится, то почему такой интерес исключительно к спортсменам? Ну а если не наносится, то тогда и так все понятно.

Тут обычно говорится, что спортсменами допинг применяется специально для повышения и улучшения своих природных качеств. Так все стимуляторы и лекарства для этого применяются! Если человеку нужно идти на работу и он плохо себя чувствует, он выпивает лекарство. Если он не выспался – какой-то стимулятор. И это нормально. Более того, зачастую это даже поощряется – рассеянное внимание у водителя или усталость у шахтера может кончиться трагически. Этих людей можно стимулировать. А спортсменов – нельзя категорически! Почему?

Вроде бы потому, что тогда эти спортсмены по сравнению с другими оказываются в выигрышном положении. Тоже бред. Спортсмены разных клубов, городов и стран тренируются в разных условия, живут в разных климатических зонах, едят разную пищу и зарабатывают разные деньги – а потому все изначально находятся в неравном положении. Соревнования как раз и позволяют выявлять тех, кто несмотря ни на что подошел к соревнованиям в наилучшей форме и смог лучше других настроиться. Ну никого в ВАДА не волнует на чем спал спортсмен на сборах и на что он живёт – а это может в итоге опосредованно принести намного больший вред здоровью. Например, если спортсмен после двухразовых в день тренировок вынужден по ночам вместо восстановления где-то подрабатывать, что бывает сплошь и рядом в «нераскрученных» видах спорта. И в таких ситуациях правильный стимулятор не навредит, а наоборот поможет сохранить здоровье  спортсмену.

Именно такие, достаточно оправданные доводы, позволили той же ВАДА создать и внедрить систему двойных стандартов, действующую очень избирательно. Бъорндален вместе со всей норвежской сборной применяет бронхолитики от астмы – это хорошо, Пылёва – для улучшения результатов – это плохо. Но ведь Бъорндален то по сути тоже применяет лекарства для улучшения своего состояния! На этот возражается, что он – больной, ему это надо по медицинским показаниям. Но если он болен настолько, что выступление без лекарств может являться для него опасным, то почему его вообще на соревнования пускают? Пусть выступает на паралимпиаде. В современном спорте создалась совершенно извращенная ситуация, где всё поставлено с ног на голову.

Но самое смешное, что допинг не является чем-то застывшим, статичным. Постоянно создаются новые медицинские препараты и изобретаются новые физиологические приемы повышения работоспособности и улучшения качеств человека. И часть из них перекочевывает в спорт. Но воспользоваться ими, как и любой инновационной разработкой, могут себе позволить только состоятельные спортсмены, тренеры, Федерации. Обратите внимание — последнее время почти нет громких скандалов с допингом у нынешних спортсменов из ведущих спортивных держав. Это могло бы говорить о том, что они не применяют допинг, если бы не периодически озвучиваемые скандалы «задним числом» вокруг имен известных спортсменов недавнего прошлого из этих стран. Это свидетельствует, что просто богатые страны могут позволить себе применять то, что пока не ловится. Наши спортсмены себе позволить такого сейчас не могут. И это, кстати, тоже одна из причин провала в Ванкувере, которую ханжески замалчивают.

Итак, что получается. Допинг не запрещен ни моралью, ни здравым смыслом. Еще до недавнего времени он был законен. Борьба с допингом не имеет ничего общего с заботой о сохранности здоровья спортсменов. Результаты борьбы с допингом последних лет привели к тому, что в спорте создалась совершенно абсурдная ситуация, максимально ущемляющая здоровых спортсменов, не имеющих мощной финансовой базы.

Так что же такое допинг? Сформулирую что, по моему мнению, такое не сам допинг, а система борьбы с допингом. Это созданная во всемирном масштабе при содействии медицинских транснациональных холдингов система, стимулирующая разработку и продажу суперсовременных медицинских стимулирующих средств и методов. И главная цель – как везде и всегда при декларировании «заботы о человеке» — получение сверхприбылей. Это объясняет сразу всё. Кроме того, что надо делать.

А вот на этот вопрос ответить гораздо сложнее. Потому что эта система создавалась десятилетиями и при вложении огромных средств. И я не уверен, остался ли уже выход, потому что эпоха романтического спорта ушла навсегда.

Одним из наиболее ясных вариантов является простое решение. В ситуации, когда сам спорт стал таким же гигантским рынком, а Федерации – транснациональными корпорациями, с бюджетами большими, чем у некоторых стран, допинг надо просто разрешить. Конечно, при некоторых оговорках, прежде всего касающихся детей и подростков. Прежде всего потому, что они пока юридически не вправе принимать самостоятельные решения. И ввести очень жесткую ответственность за это для детских тренеров. Зато взрослым спортсменам разрешить применять то, что они считают нужным. Они совершеннолетние и сами несут ответственность за свои поступки. По крайней мере, в спорте высших достижений и профессиональном спорте применение допинга надо разрешать безусловно. Подумайте – эти люди зарабатывают спортом деньги на жизнь. На каком моральном основании можно запретить им применять для заработка что-то, что не влияет на безопасность общества? Их здоровье – это их здоровье. У них есть право рисковать им. Если заботиться о здоровье людей, надо запрещать не допинг, а водку и пиво – отдача будет сильнее в тысячи раз.

Конечно, при таком подходе остаётся ряд нерешенных вопросов, но зато картина становится ясной и понятной. Но я, конечно, отдаю себе отчет, что рынок, стоимостью в десятки и сотни миллиардов долларов без боя никто не отдаст. А потому будем продолжать смотреть театр абсурда.

Константин Белый Россия , Москва

Президент СК «Бусидо» , Kyokushin Kai Kan (IBK) – 6-ой Дан. Мастер спорта России. Заслуженный тренер России. Судья международной категории. Заслуженный наставник боевых искусств РСБИ. Отличник физической культуры и спорта России. Член Союза журналистов России. Член Межрегионального союза писателей России.

www.bushido.ru

Обсудить на форуме

Читайте также:

Комментарии:

Подпишитесь на новости!