СЛОВАРЬ БУДОКАЙ ИНТЕРНЭШНЛ

Настоящий словарь содержит систематизацию основных японских терминов,
употребляемых в международном обиходе Будо искусств.
Он охватывает важнейшие понятия и команды,
связанные с традиционными формами общения и ритуалами в Комплексной системе Будокай.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ:

Кайтё – мастер, основатель всей организации
Кантё – мастер, наставник всей организации
Сихан – мастер, наставник (с 5-го Дана)
Сэнсэй – учитель, инструктор (3-й и 4-й Дан)
Семпай – старший, инструктор (1-й и 2-й Дан)

Кохай – младший
Додзё – зал для занятий-тренировок
Кихон – тренировка без партнёра
Рэнраку – комбинации
Ката – форма, комплекс специальных упражнений
Кумитэ – спарринг
Тай-Сабаки – учебный поединок с несколькими соперниками
Тамэсивари – разбивание твёрдых предметов (тест на соревнованиях)
Ибуки – силовое дыхание (с напряжением)
Ногарэ – мягкое дыхание (с расслаблением)
Ос или Осу – традиционная форма приветствия, выражение понимания, согласия
Микири – оценка расстояния, дистанции
Осаэкомивадза – техника удержания, захвата
Кансэтсуваза – техника болевых приёмов
Симэвадза – техника удушающих приёмов
Нагэвадза – бросковая техника
Тсуки – прямой проникающий удар кулаком
Ути – секущий удар рукой
Укэ – блокирующее движение (тот кто защищается)
Бараи – парирование удара
Гири – удар ногой
Нагэ – бросок (тот кто выполняет приём)
Кэагэ – прямое маховое движение снизу вверх
Кэрикоми – удар с подшагом вперёд

УРОВНИ АТАКИ И ЗАЩИТЫ:

Дзёдан – верхний (голова, шея)
Тюдан – средний (корпус)
Гэдан – нижний (ниже пояса)

СТОЙКИ:

Мусуби Дати – пятки вместе, носки развёрнуты
Фудо Дати – основная базовая позиция, пятки на ширине плеч, носки развёрнуты
Кумитэ Дати – стандартная боевая (равноправная) позиция
Киба Дати – базовая позиция, ступни параллельны шире плеч
Моро Аси Дати – ступни параллельны на ширине плеч, одна нога впереди на длинну стопы
Кокутсу Дати – вес тела на задней опорной ноге, передняя на Тюсоку
Нэко Аси Дати – аналогична Кокутсу, но на длину ступни короче

НАПРАВЛЕНИЯ:

Маэ – вперёд
Усиро – назад
Йоко – в сторону
Маваси – круговое движение
Агэ – снизу вверх
Ороси – сверху вниз
Сото – снаружи во внутрь
Ути – изнутри наружу
Ура – обратное движение
Ганмэн – по восходящей траектории
Санкаку – по диагонали

СТОРОНЫ:

Хидари – левая
Миги – правая

ВЗАИМНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ:

Ои – одноименное (передняя рука или нога)
Гяку – разноименное, противоположное Ои (рука или нога находящаяся сзади)

БОЕВЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА:

А) руки

Кентас – суставы указательного и среднего пальцев кулака
Сейкен – кулак (передняя часть Кентаса)
Уракен – перевёрнутый кулак (верхняя часть Кентаса)
Шуто – внешнее ребро ладони
Шотэй – основание открытой ладони
Хайто – внутреннее ребро ладони
Тэттсуи – внешнее ребро сжатого кулака («кулак-молот»)
Кокэн – запястье
Котэ – предплечье
Хиджи – локоть
Тохо – внутреннее ребро ладони с открытым большим пальцем («крюк»)
Нукитэ – пальцы открытой ладони («рука-копьё»)

Б) ноги

Чусоку – основание (подушечка) стопы
Сокуто – внешнее ребро стопы
Хайсоку – подъем стопы
Тэйсоку – внутренняя боковая часть стопы
Аши – подошва ноги
Какато – пятка
Сунэ – голень
Хиза – колено

УДАРЫ РУКАМИ:

Сейкен (Чудан/Дзёдан/Гедан) Цуки – прямой удар кулаком
Маваси Учи – круговой удар кулаком (хук)
Шита Цуки – удар перевёрнутым кулаком снизу вперёд (в Чудан)
Татэ Цуки – удар кулаком повёрнутым на 90 гр. вперёд
Агэ Учи – удар кулаком снизу вверх (апперкот)
Маваси Хиджи Учи – круговой удар локтем
Ороси Хиджи Учи – удар локтем сверху вниз по прямой
Санкаку Агэ Хиджи Учи – удар локтем снизу вверх по диагонали
Санкаку Ороси Хиджи Учи – удар локтем сверху вниз по кругу
Уширо Маваси Хиджи Учи – круговой удар локтем с разворотом на 360 гр.
Тохо Учи – удар внутренней частью ребра кисти вперёд (большой палец отведён)
Уракен Йоко Учи – секущий удар перевёрнутым кулаком в сторону сбоку
Уракен Саю Учи – секущий удар перевёрнутым кулаком в сторону сверху
Уракен Ганмэн Учи – секущий удар перевёрнутым кулаком вперёд
Ура Уракен Йоко Учи Дзёдан – удар перевёрнутым кулаком с разворотом
Шуто Учи Коми – прямой удар ребром ладони в область ключицы
Шуто Ороси Учи – удар ребром ладони сверху вниз
Шуто Коми Ками Учи – круговой удар ребром ладони по диагонали
Шуто Йоко Учи – удар ребром ладони в сторону изнутри
Шотэй Учи – удар основанием ладони вперёд
Маваси Шотэй Учи – круговой удар основанием ладони
Гедан Хайто Учи – удар внутренним ребром ладони снизу вверх в пах
Тэттсуи Ороси Учи – удар внешним ребром кулака сверху вниз
Тэттсуи Йоко Учи – удар внешним ребром кулака наотмашь в сторону
Тэттсуи Коми Ками Учи – круговой удар внешним ребром кулака по диагонали
Нихон Цуки – два прямых удара кулаком («двойка»)
Мэ Цуки – удар средним и указательным пальцами вперёд по глазам

УДАРЫ НОГАМИ:

Мае Хиза Гери – удар коленом прямо вперёд
Хиза Ганмэн Гери – удар коленом снизу вверх
Маваси Хиза Гери – круговой удар коленом
Мае Гери – прямой удар вперёд в корпус или голову (Чусоку)
Маваси Гери Гедан – низкий круговой удар голенью в бедро («Лоу Кик»)
Маваси Гери Дзёдан/Чудан – круговой удар в голову или корпус
Кинтэки Гери Гедан – удар в пах снизу вверх (Хайсоку)
Керикоми Какэ Гери – (Ура Маваси) обратный круговой удар с под шагом
Уширо Маваси Гери – обратный круговой удар с разворотом на 360 гр.
Уширо Гери – прямой удар пяткой назад
Какато Гери Чудан – удар пяткой вперёд в корпус
Какато Гери Гедан – удар пяткой вперёд ниже пояса или сверху вниз
Учи Момо Гери – низкий удар по внутренней стороне бедра голенью
Йоко Гери – удар ребром стопы в сторону в корпус или голову
Кансэтсу Гери – удар (толчок) ребром стопы в коленный сустав (Йоко Гедан)
Учи Гери Дзёдан – диагональный круговой удар подъёмом стопы изнутри
Маваси Сунэ Гери – круговой удар голенью снизу вверх
Ороси Сото Какато Гери – удар пяткой сверху вниз после выноса ноги снаружи
Ороси Учи Какато Гери – удар пяткой сверху вниз после выноса ноги изнутри

БРОСКИ, ОПРОКИДЫВАНИЯ, ПОДСЕЧКИ (НАГЭВАЗА):

Маки Коми Нагэ – бросок вперёд с вращением
О Сото Гари – сбив задней подножкой
Моротэ Гари – опрокидывание входом в ноги с двойным захватом
Кибису Гаэши – опрокидывание с захватом одной ноги и толчком в бедро
Куби Нагэ – бросок через бедро с захватом шеи
О Учи Гари – опрокидывание зацепом ноги изнутри
Ко Сото Гакэ – опрокидывание зацепом снаружи
О Гоши – бросок через бедро наклоном с захватом за спину
Хараи Гоши – подбив бедром с подхватом под оставленную ногу
Аши Барай – боковая сметающая подсечка стопой (Тэйсоку)
Джику Аши Гери – подсечка-удар подъёмом стопы
Сукуи Нагэ – переворот с подбивом бедрами и захватом ноги изнутри
Тани Отоши – подножка-скрутка с падением назад
Таи Отоши – передняя подножка
Уки Ваза – передняя подножка на пятке садясь
Йоко Вакарэ – передняя подножка с падением и скручиванием
Ура Нагэ – бросок через грудь с уходом за спину
Суми Гаэши – бросок через себя с подсадом голенью садясь
Иппон Сэои Нагэ – бросок через плечо с захватом руки снизу
Сото Маки Коми – бросок через спину с захватом руки сверху
Ката Гурума – бросок через плечи («мельница»)

БОЛЕВЫЕ (КАНСЭТСУВАЗА):

Ката Аши Хишиги – болевой на ногу с захватом замком голеностопа
Джуджи Гатамэ – перегибание локтя при захвате руки двумя ногами («рычаг»)
Удэ Гарами – узел поперёк или выкручивание наружу с захватом руки за кисть
Хантай Удэ Куджики – болевой с захватом за кисть и перегибом локтя
Кимура – болевой узел с выкручиванием руки, захватом за запястье и опорой на свою руку подложенную под предплечье соперника снизу
Хиза Кудаки – перегибание коленного сустава при захвате ноги («рычаг» на колено).
Удэ Гатамэ – перегибание локтевого сустава с захватом руки на плечо, с боку, со стороны спины
Ваки Гатамэ – перегибание локтевого сустава с захватом руки под плечо
Хиза Хишиги – болевой на коленный сустав с захватом ноги на плечо со стороны спины партнера и надавливанием массой тела сверху.
Аши Куби Хинери — скручивание пятки и Ахилла замком предплечья.
Ура Аши Куби Хинери – скручивание ноги узлом с захватом за стопу
Куби Гансетсу – скручивание шеи замком «гильятина».

УДУШАЮЩИЕ (ШИМЭВАЗА):

Эби Гарами — зажим шеи замком сверху
Хадака Джимэ – удушающий предплечьями со стороны головы
Санкаку Джимэ – сдавливание шеи замком двух ног
Содэ Джимэ – удушение в положении сверху при помощи замка предплечьями с захватом за собственные рукава куртки
Каэши Джимэ – удушение с захватом за отворот куртки и опрокидыванием соперника вращением вовнутрь
Цуки Коми Джимэ – удушение с захватом за ворот и толчком вперед.
Окури Эри Джимэ – удушающий двумя отворотами куртки верхом на спине или в положении сзади.
Джуджи Джимэ – удушающий двумя отворотами куртки скрестным движением в положение спереди.
Катэ Тэ Джимэ – удушение надавливанием предплечьем на шею

УДЕРЖАНИЯ (ОСАЭКОМИВАЗА):

Кэса Гатамэ – удержание лежа сбоку
Ката Гатамэ – удержание с боку с захватом руки и головы замком
Йоко Шихо Гатамэ – удержание лежа поперек
Шихо Гатамэ – удержание лежа со стороны головы
Татэ Шихо Гатамэ – удержание сидя верхом
Маваси Куми – удержание в стойке с захватом за предплечье и
накладкой на шею
Хиза Осаэкоми – контроль коленом в стойке прижатием сверху

БЛОКИ И ЗАЩИТА:

Дзёдан Агэ Укэ – верхний блок предплечьем
Гедан Барай – низкое парирование предплечьем сверху вниз
Сото Укэ – круговой блок предплечьем (кулак сжат) снаружи внутрь
Шотэй Укэ – блок основанием ладони круговым движением внутрь
Ути Укэ – блок внешней частью предплечья (кулак сжат) изнутри наружу
Сунэ Укэ – блок голенью
Сунэ/Котэ Укэ – комбинированный блок голенью и предплечьем, зонная защита
Дзёдан Шуто Моротэ Укэ – верхний скресный блок двумя руками
Дзёдан Джуджи Укэ – верхний блок двумя руками с прихватом и протаскиванием вниз
Гедан Джуджи Укэ – нижний скресный блок двумя руками
Маваси Укэ – защита двумя руками с захватом и разворотом соперника
Какэ Укэ – верхний блок движением изнутри с покрытием атаки внешним ребром ладони
Кэй Укэ – блок предплечьем на верхнем уровне, с упором ладонью в голову
Шуто Укэ – блок внешней частью предплечья и ребра ладони изнутри наружу
Дзёдан Маваси Хиджи Укэ – блок локтем круговым движением

КОМАНДЫ:

Дзадзен (Сейза) – принять позу для медитации сидя (опуститься на колени)
Мокусо – закрыть глаза
Мокусо Ямэ – открыть глаза
Рэй – поклон
Чиндэн Ни Рэй – поклон символической святыне школы, алтарю
Шихан, Сэнсэй, Сэмпай Ни Рэй – поклон наставнику, учителю, инструктору
Оттогай Ни Рэй – поклон всем присутствующим в Додзё
Йой – приготовиться
Хаджимэ – начать
Ямэ – закончить
Маваттэ – повернуться
Хантай – сменить положение левое на правое или наоборот
Наотэ – вернуться в исходное положение
Ясумэ – расслабиться
Кумитэ но Камаэ – принять боевую позицию, поднять руки
Ваката – вопрос – Все ли меня поняли?

Составил Огарков Антон


Читайте также:

Комментарии: